Главная страница

» Северо-Восток России » Горная страна Черского » Животный мир

Животный мир

В фаунистическом отношении территория представляет интерес в связи с обитанием представителей горного и равнинного комплексов. В горах распространены из млекопитающих снежный баран, кабарга, пищуха. В зарослях кедрового стланика кормятся белка, бурундук, бурый медведь, соболь. Заяц-беляк встречается от пойм до альпийского пояса.

К участкам «горных степей» тяготеют как степные виды птиц, так и горно-таёжные (кедровка, каменный глухарь), альпийские (горный конёк, горный вьюрок) и тундровые виды (тундряная и белая куропатки). Часть птиц непосредственно связана с каменистыми россыпями, скалами и горной тундрой (пепельный улит, горный конёк, сибирская завирушка, хрустан). Большинство перечисленных видов довольно часто спускается к зоне леса. Там, на лесных полянах, подстерегают добычу пустельга, сапсан. В верхнем поясе редколесий кормятся пепельный улит, горный конёк; в долинном лесу — вьюрок. По горным рекам встречаются утка каменушка, кулик перевозчик, белая и горная трясогузки.
Вот так встречают северную весну птицы.

«С поразительной быстротой тают, рвутся, слетают снега, обнажаются чёрные вспухшие груди бугров, скользкие покатости обрывов, мысы и острова. Всплывают из-под снега чёрные леса, наполненные тёплой влажностью и ароматом древесной смолы. Там и сям блестят голубые заливы живой воды. Тучи пернатых гостей — белых как снег лебедей, серых уток и гусей, мелких и бесчисленных, точно пчелиный рой, куликов-плавунов, полевых петушков — садятся на проталинах, плещутся в воде, гогочут, шныряют в прошлогодних аирах. Разнообразные голоса их тонут в общем гомоне жизни, как звуки отдельных инструментов в музыке оркестра. Он гремит непрерывно в лучах незаходящего солнца, никто не спит, не отдыхает, все торопятся насладиться теплом, любовью, движением...» (В. Л. Серо-шевский).

Одной из основных отраслей сельского хозяйства Якутии издавна была промысловая охота, объектами которой являются белка, горностай, заяц, ондатра, а также лисица и соболь.
Более трети всей пушнины (по стоимости) составляют беличьи меха. В Якутии обитает самостоятельный подвид — якутская белка, подразделяемый на два пушных кряжа — якутский и ленский. Белки якутского кряжа распространены к востоку от Лены до Охотского моря. Их шкурки отличаются особенно пышным и шелковистым волосяным покровом, чаще серого цвета. Основными кормами для белки являются семена лиственницы и грибы, сохраняющиеся в замороженном виде до весны.

Горностай особенно часто встречается на северо-востоке Якутии как в тундре, так и в тайге. Излюбленными местами обитания являются поймы рек, приозёрные участки, гари. В горах он селится в каменистых россыпях.

Заяц-беляк живёт повсюду. Наиболее обычен в поймах лесных и лесотундровых рек. Численность его колеблется по годам в десятки раз.
Ондатра впервые была завезена в 1930 г. и выпущена в бассейне реки Токко. В настоящее время она распространена по всей территории республики. Место обитания ондатры — озёра, курьи рек. Летом она поедает водяные и прибрежные растения, зимой кормится глубоководными. Лисица распространена по всей тайге и частично заходит в тундру. Живет в поймах рек, на окраинах лугов и ерниковых зарослей. Питается мышевидными грызунами, сусликами, куропатками и зайцами в годы его высокой численности.
Соболь, в XVIII веке заселявший всю лесную зону Якутии, был практически истреблён полностью. В прошлом веке он расселён в различных районах.

В водоёмах обитает до 48 видов рыб, из которых треть имеет важное промысловое значение. Основные из них — ряпушка, омуль, пелядь, чир, муксун, нельма. В верхнем течении Индигирки водятся холоднолюбивые рыбы — гольцы, сиг-пыжьян, валёк, речной гольян, ленок, налим. Участок реки до порогов населён хариусом, вальком, чукучаном. Нижнее течение Индигирки до дельты — место размножения полупроходных рыб — нельмы, сиговых, ряпушки, чира, а район дельты — место их нагула.
В горных озёрах водятся гольцы, сиг, щука, речной гольян, ленок. В долинных — озёрный гольян, карась. Последний иногда достигает 2 кг, отличаясь прекрасными вкусовыми качествами. В крупных озёрах живут сиг-пыжьян, щука, налим, окунь.

Население. Самой древней народностью на Северо-Востоке были одулы (юкагиры). Коренное население края занимало обширную территорию в бассейнах рек Яны, Хромы, Индигирки, Алазеи, Колымы и Анадыря. Предание гласит, что юкагирских огней было так много, как звёзд на небосклоне в ясную ночь. Перелётные птицы исчезали в дыму юкагирских очагов, и северное сияние было отражением их костров.

Юкагиры вели полукочевой образ жизни, рыбу ловили сетями из конского волоса. На охоте использовали копья и луки. Средством передвижения у них являлись летом долблёные лодки, зимой — собачьи упряжки. Остов чума покрывался звериными шкурами. Посуду выделывали из берёзовой коры, сшивая ивовыми прутьями.

Со временем юкагиров становилось всё меньше: суровые природные условия приводили к голоду и заболеваниям. Их постепенно теснили эвены и якуты в своём движении на север и восток. Первые принесли с собой оленеводство, вторые скотоводство.
Иоанн Готлиб Георги, ссылаясь на перепись населения 1750 г., писал: «По Индигирке кочует... 12 волостей, из которых в самой большой только 95, а в самой малой только 17, вообще же 493 души в них считается. Они приписаны к Зашиверскому острогу... Думать надобно, что к сему острогу принадлежит и Баягатайский улус, коего шесть волостей, содержащих в себе вообще 761 душу, кочует по рекам между Индигиркою и Колымою».

Зашиверск, располагавшийся на Индигирке в 145 км ниже устья Момы, прежде состоял из нескольких юрт, но в 1786 г., незадолго до экспедиции капитана Биллингса, указом императрицы Екатерины II получил статус уездного города. Сделавшись местопребыванием уездных властей, он расширился так, что впоследствии считалось в нём до 30 жилых домов. «... Недавно начали в нём только селиться, однако есть уже присутственные места и в них чиновники. Болотистое и гористое кругом местоположение, неплодность земли и недостаток во всём нужном делают пребывание здесь скучным, а в рассуждении дороговизны — несносным», — отмечал проехавший через него Г.А. Сарычев. «По соединении Зашиверского уезда с Верхоянским Зашиверск впал в прежнее ничтожество. Ныне, кроме хорошо поддерживаемой церкви, местечко состоит из пяти домов, в коих живут священник со своим братом, смотритель станции, якут и два русских семейства». Таким застал бывший город в 1820 г. Ф.П. Врангель.
Зашиверская церковь небольших размеров, шатровая, с луковичными главами. Рядом с ней покосившаяся деревянная колокольня и несколько могил. «Скромными средствами, из дерева и щепы, творили строители зашиверского храма своё прекрасное произведение. В тоске по далёкой родине они вложили свою русскую душу в постройку и здесь, в «Юкагирской землице», создали памятник для себя — о Руси, потомкам — о себе и своих славных подвигах», — писал А.Л. Биркенгоф.

А это уже наши годы. Архитектор А. Ополовников еще застал казацкий храм на своём месте. «При самом беглом взгляде на зашиверскую церковь находишь полное сходство её архитектуры с архитектурой древних деревянных церквей русского европейского Севера. И чем ближе подходишь к ней, чем больше вглядываешься в неё, тем острее становится первое впечатление. Обаяние её чистого, исконно русского образа так велико, что на какой-то миг теряешь ощущение реальности: кажется, что ты не в далёкой Якутии, а где-то в Олонецком крае, в Поморье или в верховьях Северной Двины, там, где на погостах и в сёлах стоят такие же церкви и где древние архитектурные традиции Московской Руси надолго пережили саму Московскую Русь».

Храм, состоящий из трапезной, собственно церкви (четверик, несущий лёгкий восьмерик, покрытый стройным шатром с тонко прорисованной главкой), и алтаря сохранился из-за сурового климата, высокой прочности древесины и вентиляции — сруб не накрыт тесовой обшивкой. Сейчас зашиверская церковь находится в Иркутском музее деревянного зодчества.

На карте конца XIX века на Индигирке нанесены селения Оймякон, Церковь-Мома, Зашиверск, Похвальное, Алаиха и Русское Устье. Выше устья Уяндины, на правом берегу Индигирки обрывистая скала, на которой был крест, поставленный в честь победы казаков над юкагирами. Само же Уяндинское зимовье смыто водами реки.

Подшиверное Среднее зимовье вблизи устья Селенняха и Уяндинское зимовье не случайно располагались в низинах, изобилующих травяными участками — покосными лугами и пастбищами. Это был третий после Оймякона и Момы центр концентрации якутского скотоводческого населения Индигирки.

С открытием геологами месторождения золота в регионе стала развиваться горнообрабатывающая промышленность. Возникли прииски, посёлки. До берегов Индигирки дошла Колымская трасса. Началось интенсивное хозяйственное освоение края. Основной объём в разработке недр даёт добыча золота. Ведётся она в верховьях Индигирки. В бассейне Колымы, в отрогах Момского хребта добывается уголь.
В основном, население области размещено в юго-западной части хребта Черского, где в верховьях Индигирки расположены горнодобывающие предприятия.


    Copyright © 2008