Главная страница

» Северо-Восток России » Хребет Тас-Хаяхтах » Перевал Обзорный и Крестовый

Перевал Обзорный и Крестовый

Перевал Обзорный (1А, 1600 м, 11.14) соединяет верховья притоков Докучапа — Ходоропа и Террасового. Находится в боковом отроге главного водораздельного гребня. Может быть использован для восхождения на гору 2356 м. Известен как Проходной, Глинистый, Коричневый.
В отроге горы открывается очень ровная широкая седловина. Под ней обнажены породы жёлто-коричневого цвета. Крутизна осыпи доходит до 40°. Крутой кампепадпый кулуар ведёт к седловине, на которой возвышаются два конусообразных холма. Тур находится па северном. Спускаются в цирк с осыпиыми склонами. Водопад на ручье обходят по боковой террасе, прохождение нижней части ущелья требует применения страховки. Перевальный участок между долинами 1 км.
Перевал Крестовый (н/к, 1000 м, 11.15) соединяет приток Ходорона и верховья Кыры. Находится в 11 км южнее горы 2356 м.

В 4 км выше устья Докучана река выписывает петлю. Русло отклоняется древним моренным валом. В месте прорыва крутые, обрывистые берега. Восточнее, на этом залесенном валу видна старая просека, спрямляющая путь с Догдо. На перегибе вала стоит крест. Здесь же могила. Рядом на срубе, бывшем зимовье, табличка: «Атласов Павел Семёнович. 1855—1959». Выше и Хо-дорон повторяет петлю, огибая моренные нагромождения. Через 5 км кончается лес. Выход к перевалу в восточном направлении. В верховьях ручья видна вершина с двумя скальными зубьями. Долина расширяется и переходит в просторное пологое плато, над которым поднимаются высокие вершины со скальными выходами. За перевальной точкой, на утёсе у русла ручья Угольного стоит высокий деревянный крест. Брёвна почернели.

Распадок с крутыми и обрывистыми склонами, лишённый растительности, продуваемый ветрами, напоминает каменную трубу. Во многих местах на скалах видны натёки желтоватого цвета, похожие на накипь. Поневоле вспоминается: Тас-Хаяхтах с якутского «каменные горы, облитые сметаной». Лес появляется в устье правого истока. В долине Кыры растёт лес. Перевальный участок от Докучана до слияния истоков Кыры 13 км.
Крестами был обозначен перевал на Верхоянско-Колымс-ком тракте. А на моренном валу жил, возможно, один из последних смотрителей этой дороги.

В 8 км ниже устья Докучана реку Догдо отклоняет ещё один моренный вал. Здесь, на правом берегу, также просека. Ближе к Докучану расположено озеро Олер-Сюбют, иа его берегу сохранилась пятистенная поварня старинного тракта. Просторная изба с плоской крышей, земляным полом, с ямой для костра и узкими, как бойницы, окнами. На стенах надписи. Самая старая: «1909 мая 7-го дня эта поварня кончилъ выстро-илъ». Другие сделаны в 1933, 1945, 1953, 1968 г. Легенда гласит, будто бы местные жители окружили поварню, где засели казаки. Ночью последние рассыпали бисер на льду озера. Когда рассвело, нападающие выбежали на лёд посмотреть, что за чудо. Казаки и перебили их из ружей. Возможно, это один из вариантов «убиенного поля».Перечисленные исторические находки, связанные с Крестовым перевалом, были сделаны в 1977 г. туристской группой уральцев под руководством Евгения Иванова.

А вот ещё одна из характеристик старого пути, данная Ф.П. Врангелем (1820 г.). «С берегов реки Догдо дорога сворачивает к северу и идёт но оврагу, обставленному высокими, крутыми скалами. Они состоят почти везде из чёрного сланца, где изредка попадает серый... Недалеко отсюда вытекает речка Русская Рассоха (Кыра - Р.С). Окрестности сё известны живописными видами, а овраг, где находится источник ручья, обставлен скалами неправильного, зубчатого образования, похожими издали на колоннады и стены рыцарских замков». Любопытно ещё более раннее описание перевального участка, приводимое Г. А. Сарычевым (1787 г.), с противоположной стороны.

«Дорога лежала вверх реки Русской Рассохи, протекающей между сих высочайших гор, которые она прорезывает и производит с обеих сторон страшные каменные утёсы, крутостию своей подобные стенам, имеющие величественный вид, представляющий вдоль реки улицу с огромным строением».
В 3 км южнее перевала Крестовый находится седловина, через которую, но сообщению И. Востокова, идёт современный зимник — тракторная дорога.


    Copyright © 2008