Главная страница

» Северо-Восток России » Пути сообщения » Оймяконский тракт

Оймяконский тракт

Оймяконский тракт был вторым главнейшим путём края. Он шёл от Якутска через Крест-Хальджай на Оймякон. Этот наиболее торный участок использовался купеческими караванами. Прошли по нему Г. А. Сарычев, И. Д. Черский, С. В. Обручев. В годы войны силами заключённых тропа от Алдана до посёлка Кадыкчан была превращена в дорогу, которая стала называться Хандыгской трассой. В настоящее время она является частью федеральной дороги «Колыма» по маршруту Якутск — Хапдыга — Кадыкчан — Магадан. Сейчас открыто движение по маршруту Хандыга — Кюбеме — Эльгинский — Усть-Нера — Магадан.
От Оймякона на Верхнеколымск тропа шла по рекам Сар-балах, Курдат, пересекала Аччугуй-Тарын-Юрях и, поднимаясь по Джулкану, преодолевала два рядом лежащих перевала в долину Неры. «Перешли мы вброд довольно немалую речку, называемую Нера, которая течёт в Индигирку; по ней находятся хорошие сенокосные луга», — писал Г. А. Сарычев.
Далее тропа по долинам Андыгычана, Тирехтяха достигала Момы. «Здесь мы должны были остановиться для того, что взятые с Оймякона якуты не знали далее дороги, почему и послал я за бывалым проводником в близлежащие якутские юрты, называемые Кысыл-Балыктах, что значит с красною рыбою. Имя такое дано этому селению по причине ловимой в ближнем озере красной рыбы, которой в других озёрах нет». (Г. А. Сарычев).
Наконец, тропа по Калгару переваливала через высокий Момский хребет и долиной Зырянки достигала Колымы. Экспедиция И. Д. Черского, например, преодолела весь тракт за 40 дней. Почта, безусловно, шла гораздо быстрее. Геолог И. И. Гал-ченко в отчёте писал, что главная тропа начинается в устье Далёкой, впадающей в вершину Зырянки, и по ней идёт в Калгар, пересекает Мому у Кыгыл-Балыктаха. Затем поднимается по Кев-Юрях до вершины, где переваливает в систему Тирехтяха. И далее — по Антагычану на Неру.

Почему исследователь называет началом тропы устье Далёкой? Именно здесь позже было селение оленеводов Горная Зырянка, от которого до Среднеколымска не менее 150 км. Дело в том, что именно в этой точке начиналось ответвление пути через Хахандю в долину Булкута, притока Рассохи. По нему тропа шла к перевалу у высших отметок Момского хребта в реку Катыску, по которой спускалась к Моме.
Вариантом старого тракта на отрезке Нера — Кыгыл-Ба-лыктах было направление: Делянкир — Мальты — Артык — Муксу — Барыллыеллах — Мома. Как почтовый этот тракт просуществовал почти до середины нашего столетия. «До работ гостреста «Дальстрой» по территории проходил только один старый почтовый тракт из Якутска через Оймякон, Кыгыл-Ба-лыктах и далее на Верхнеколымск», — писал геолог В. А. Зимин. Но участок тропы от Неры до Кысыл-Балыктаха уже в 1937 г.
использовался редко и был запущен, — сообщал другой геолог И. Е. Исаков. С Оймякона почтовая тропа, кроме ответвления на Охотск, шла по Индигирке на устье Неры, через Тюбелях до Момы. Посёлок Хонуу был своеобразным транспортным центром: от него шли тропы на Зашиверск, Сасыр, Тюбелях.

Вторым таким центром было селение Крест-Майор. Хотя в нём «всего несколько юрт, тем не менее он является центром. Из него идут тропы в Абый, к устью Момы, по долине реки Кыллах и по Ожогиной к Колыме. Последней тропой пользуются редко. Наиболее часто — тропой из Абыя через Крест-Майор к Моме, захватывая реку Буркат. Население занимается скотоводством, рыбной ловлей в озёрах и охотой», — писал гидрограф Ю. Д. Чирихин.

В юго-восточной части страны Черского (отроги Момского хребта) существовала вьючная тропа из бассейна Таскана до Верхнеколымска. Она шла от селения Таскан по Инанье, от устья которой через 20 км пути по долине Омулёвки сворачивала на Ярчан и переваливала в Омчикчан. По его берегам тропа шла до Имгали и затем вдоль северо-восточного склона хребта Арга-Тас. По Рассохе, через Колымскую низменность достигала Верхнеколымска. «Район труднодоступен даже для вьючного конского транспорта, и продвижение возможно лишь по главным кочевым тропам тунгусов»,, — сообщал в 1935 г. геолог Ю.Н. Трушков.

Постоянными путями сообщения в крае были реки и, в первую очередь, Индигирка. Она считалась судоходной от Оймякона до Тюбеляха, а за порогами ниже устья Момы. Местное население плавало на ветках и плотах. На реке Колыме регулярное речное пароходство началось в 1932 г. Через год от посёлка Зырянка была проложена санная дорога к месторождению угля.
Из современных транспорных путей важнейшим является федеральная автомобильная дорога «Колыма» с направлением Якутск - Магадан. Ее отрезок Кюбеме - Кадыкчан временно заменен пока недостроенной дорогой через Усть-Неру. На западных отрогах хребта Тас-Кыстабыт сохранилась дорога Усть-Нера - Сарылах - Нелькан - Дражный. От поселка Бурустах по реке Тирехтях идет зимник на Сасыр. Последний связан зимней дорогой с Хонуу. Зимники также существуют в долинах больших рек.


    Copyright © 2008