Главная страница

» Северо-Восток России » Пути сообщения » Общие сведения

Общие сведения

Население обширной территории ввиду её труднодоступное™ в течение всех периодов освоения постоянно испытывало трудности в снабжении продуктами и товарами. Начиная с семнадцатого века, в зависимости от увеличения населения, открывались новые пути, и схема направлений снабжения края неоднократно менялась.

До начала второй половины восемнадцатого века использовался путь первых землепроходцев — из устья Лены в Индигирку и Колыму. Тогда всё снабжение определялось потребностями казаков в военном снаряжении. В этот период происходили самые протяжённые переходы с целью отыскания новых земель, в том числе и выдающееся плавание Семёна Дежнёва и Федота Алексеева в 1649 г. Торговля русских с местным населением состояла в том, что первые, завидев аборигенов, раскладывали топоры, копья, посуду и уходили. Местные же, забрав товары, оставляли меха и моржовые клыки.

До первых десятилетий девятнадцатого века существовал сухопутный путь от Якутска в верховья Колымы с последующим сплавом. Это было преимущественно грузовое казённое направление для снабжения казаков и духовенства мукой, крупой, охотничьим снаряжением. Грузы доставлялись на лошадях из Якутска через Хандыгу и Оймякон до левого истока Колымы реки Аян-Юрях. Все грузы помещались в специально построенные склады-магазейны. Сплав до Нижнеколымска производился на грузовых лодках грузоподъёмностью 1400 пудов. Из-за сложности сплава, организации строительных работ этот путь просуществовал недолго (60 лет).

При этом для. рассматриваемой территории оказался более важным вспомогательный путь. Для постройки лодок казаки отправлялись в вершину Колымы из Нижнеколымска. На смену окольному пути через Зашиверск пришёл тракт Верхнеколымск— Сасыр—Нера. В связи с этим и возник посёлок Кыгыл-Балык-тах (Сасыр). В 1795 г. Зашиверский земский суд приказывал: «На сем тракте долженствует учредить станки в Колымске и Кыгыл-Балыктахе с пристойным для обратного от сплавляемых судов с казённым провиантом отбираемых материалов доставления и проезду команды по проездам почт и военных по службе числом лошадей». (И. Ф. Молодых). С прекращением колымских сплавов осевшее по тракту население оказалось совершенно отрезанным от пунктов снабжения.

До конца девятнадцатого века действовал вьючный путь из Якутска непосредственно в Среднеколымск. Первое направление шло через Жиганск, Орулган на Верхоянск и далее по рекам Туостах, Догдо, Борулах в реку Чубукулах на Зашиверск. Второй путь, пересекая Алдан, шёл по Тукулану, Нельге, Догдо — на Зашиверск. Это были торговые вьючные пути, используемые купцами. Из Якутска выезжали во второй половине сентября на лошадях. Путь до Среднеколымска занимал не менее 4 месяцев. Лошади шли на подножном корме. Редкий конь не имел в пути потёртостей и шрамов. При отощании лошадей приходилось останавливаться на 2-3 недели в известных травянистых местах. С 1897 г. этим трактом было установлено регулярное почтовое сообщение от Якутска до Среднеколымска продолжительностью до 24 дней со сменой лошадей.

В период с 1911 по 1918 г. для снабжения края был использован восточный вариант Северного морского пути от Владивостока через Берингов пролив. Перед осуществлением его были произведены гидрографические работы и созданы наблюдательные пункты по морскому побережью. В частности, полярный исследователь Г. Я. Седов описал устье Колымы, соорудив приметные знаки. Но только при советской власти было налажено снабжение Колымско-Иидигирского края. Северный морской путь стал надёжным. С 1953 г. океанские пароходы завозили грузы в хорошо оборудованные порты Тикси и Певек, откуда они перевозились на специальных каботажных судах-лихтерах в устья Яны, Индигирки, Колымы. Была построена Колымская трасса, дошедшая до Усть-Неры. Грузы, прибиваемые из Находки в порт Магадан, автотранспортом переправляются на Верхнюю Индигирку.

Восточное направление завоза грузов из портов южной части Дальнего Востока приобрело огромное значение с 30-х годов прошлого века, когда возник новый золотопромышленный район в верховьях Индигирки.

Из современных зимников следует упомянуть следующие направления: пос. Улахан-Кюель — р. Догдо — р. Селениях — пос. Сыаганнах, пос. Бурустах — пос. Сасыр — пос. Угольное, пос. Хонуу — пос. Сасыр, пос. Усть-Нера — пос. Соболох на Индигирке.


    Copyright © 2008